Мое кино

После демобилизации и работы на Алтае, в 1962 году я был принят на сценарный факультет ВГИКа, в группу, которую набирали Кира Парамонова и Валентин Ежов, автор сценариев «Баллада о солдате», «Белое солнце пустыни» и других.

Уже на втором курсе стал писать небольшие сценарии в киножурналы «Наука и техника», «Ералаш», Михалковский «Фитиль». На четвертом курсе, получил тему для сценария на «Центрнаучфильме». Она называлась «Метрология и технический прогресс». Получил потому, что от нее отказались все сценаристы-зубры. Ведь метрология – эта наука об измерениях в самых передовых сферах научной жизни. А начиналась эпоха лазера, синхрофазатронов, освоения космоса.

Три недели просидел я в Ленинской библиотеке, изучая физику и другие прикладные к ней науки. И благодаря терпению консультанта, знаменитого академика Амбарцумяна, и многим выездам на закрытые объекты, написал сценарий. По нему был снят фильм.

ВГИК окончил в 1966 году и был направлен на Самарскую (Куйбышевскую) студию кинохроники на должность главного редактора киностудии. На этой должности задержался недолго. Хотелось самому заниматься творчеством, Перешел в ассистенты режиссера, а через год стал кинорежиссером. За 26 лет работы сценаристом и кинорежиссером написал около 50 киносценариев и снял на Самарской, Ростовской и Казанской киностудиях более 60 кинофильмов. Это были документальные фильмы о людях труда и научно популярные о достижениях науки и техники того времени.

Одним из первых документальных кинофильмов был фильм о необыкновенном молодом человеке с трудной судьбой. Борис, так звали его. Сирота, в войну беспризорник. Дважды отсидел в тюрьме за кражу. А, выйдя на свободу, попал на строительство Волжской ГЭС. Выучился на экскаваторщика. Трудился так, что его заметили. Стали поощрять. А когда на стройку прибыл другой, более мощный экскаватор, он буквально вымолил его у начальника строительства. К большому празднику вымыл с мылом огромную машину, так он любил свое детище. А работал так виртуозно, что многие удивлялись. В конце стройки ему присвоили звание Героя труда. К сожалению, жизнь его оборвалась нелепо. Погиб в авиакатастрофе. Остались жена и сынишка.

Потом были фильмы о строителях Автоваза и БАМа, о нефтяниках, разедующих нефтяные месторождения, о людях, живущих за полярным кругом и в горах Тяньшаня. В 1977 году снял большой полнометражный фильм о Монголии. В нем рассказывалось о жизни кочевников монгольских степей и пустыни Гоби, об Уланбаторском балете, и, конечно, о новых, только что построенных городах Дархане и Эрденете.

Десятки моих фильмов были удостоены разных призов, дипломов, медалей на Всесоюзных и Международных кинофестивалях. А фильм «Всего один ярус» стал победителем на международном кинофестивале документальных фильмов в Кишиневе в 1970 году и был награжден золотой медалью. Я всегда любил снимать сельских жителей и их дела. За фильмы сельской тематике меня наградили шестью медалями ВДНХ. Сейчас я являюсь членом Союза кинематографистов России.